До 80-річчя з дня народження Лариси Латиніної. Життя у відблиску медалей

Газета «Вгору»,  автор Олександр Крупіца,  08 січня 2015

Фото из архива Ларисы Латыниной Лариса Дирий и ее первый тренер Михаил Афанасьевич Сотниченко.

Спортивная жизнь коротка. Даже о выдающихся спортсменах часто забывают. Но есть имена,  которые мировая история хранит  бережно. Среди них – Лариса Латынина. Она  обладательница 18 олимпийских медалей по спортивной гимнастике, не считая золотой медали после окончания школы. Лишь в ХХI веке ее рекорд по количеству олимпийских наград сумел побить американский пловец Майкл Фелпс.

Часто в прессе можно встретить упоминание, что Латынина москвичка. Реже говорят – она киевлянка. И еще реже можно услышать, что родом она из Херсона. Лариса Дирий ( её девичья фамилия) родилась в селе Новониколаевка Скадовского района. 27 декабря 2014 года ей исполнилось 80 лет. Она не часто приезжала на  родину. Старалась попасть на день рождения своего первого тренера Михаила Афанасьевича Сотниченко. В один из таких редких приездов мне выпало  общаться со знаменитой землячкой. Она оказалась  жизнерадостной, обворожительной  женщиной, прекрасной собеседницей. Она не забыла родной украинский. Поговорив  на украинском, перешла на русский, так ей легче – ведь  живет в в Подмосковье.

Вот некоторые моменты из ее  насыщенной жизни.
Лариса Семеновна Латынина (Дирий) заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, заслуженный работник физической культуры РСФСР. Родилась 27 декабря 1934 года на Херсонщине. Училась в Херсонской средней школе №14. Золотая медалистка.   Участница трех Олимпиад. 1956 год – Мельбурн, Австралия – XVI Олимпийские игры. 1960 год – Рим, Италия – XVII Олимпийские игры. 1964 год – Токио, Япония – VIII Олимпийские игры. Девятикратная чемпионка Олимпиад. На счету нашей землячки 18 олимпийских наград: 9 золотых, 5 – серебряных и 4 – бронзовые медали.

Что обычно вспоминают люди, приехав на родину? Детство. Оно у Ларисы Семеновны было далеко не радужным.
– Прежде чем заняться  гимнастикой, я увлеклась танцами. При Доме народного творчества в Херсоне был кружок хореографии, которым руководил ленинградский специалист балета. Наша группа  занималась год. Мы все уже  мнили себя  будущими балеринами. Группа была платной. Наши родители в месяц платили по 5 рублей. Мама получала 225 рублей и пятерочку отдавала за танцы. Прошел год,  оказалось, что этих денег мало. Они не покрывали расходы. И  группу закрыли. Мы рыдали. В моей детской жизни это был один из самых траурных дней. И вот, не находя себе места, я блуждала по школе жутко печальная и случайно подошла к стеклянной двери спортзала. Оттуда звучала музыка. Прильнула к стеклу, вижу, девочки под музыку делают упражнения. Мне показалось, что это так похоже на балет, и я стала проситься в секцию. Но Михаил Афанасьевич отказал. Сказал прийти через год. Как я ждала этого момента, когда войду в гимнастический зал!  Это было  счастье.
Михаил Афанасьевич – сказочный человек Он не просто первый тренер, он был как отец. Потому что мой отец погиб  под Сталинградом. Мама работала уборщицей. И когда я начала заниматься гимнастикой, Михаил Афанасьевич понимал, что у нас в семье  туго  с деньгами и едой. И когда я оставалась на тренировку, а ему  его дочки приносили обед, он зазывал меня в кабинет и мы с ним вместе  обедали. А потом в конце недели давал мне 50 копеек, чтобы я на выходные могла сходить в кино и купить мороженое. И этой душевности, теплоты  у него хватало на всех.

Она больше всего любила вольные упражнения. Это был её конек в гимнастике.
– В вольных упражнениях я нашла воплощение красоты движения, которую  прививали в балете. Всю свою жизнь, сколько я занималась гимнастикой и сколько, потом работала тренером, всегда к вольным упражнениям относилась, как к самому любимому виду. В вольных упражнениях, я не просто выполняла набор акробатических элементов, а   вкладывала  выразительность, артистичность, женственность. Это отмечали судьи и зрители. И наверное, благодаря этому на трех Олимпийских играх мне удавалось завоевать в вольных упражнениях золотые медали.

Стремление быть победительницей у Ларисы Семеновны проявилось еще в детстве.
– Я несколько раз выигрывала  на различных соревнованиях, но мой второй тренер Мишаков никогда не ставил передо мной задачу побеждать. Теперь я понимаю, почему. Он знал мой характер, мое честолюбие. Помню себя в лет пять. Я, совсем махонькая, и мальчишки постарше во дворе бегали наперегонки. А на асфальте  мелом начертили  финишную линию. И когда увидела, как  меня обгоняют двое мальчиков,  прыгнула рыбкой на асфальт и заскользила к финишу по острым неровностям с вытянутыми руками. И сейчас от той победы у меня сохранился шрам. Но тогда я кричала, что  победила, что мои  руки первыми пересекли финиш!

Самые яркие воспоминания остались у нашей гимнастки от Олимпиад. Особенно о первом своем выступлении на этом самом престижном спортивном форуме.
– В 1956 году я отправилась на первую свою Олимпиаду в  Австралию. Я не была лидером  – была четвертым номером.  Австралийцы сделали все, чтобы мы чувствовали себя, как дома. Но гостеприимство чуть не сыграло с нашими гимнастками злую шутку. Нас в Австралии разместили  в одноэтажных домиках. А рядом  –  большая столовая “со шведским столом”. Мы  впервые увидели такое постоянно действующее объедение и такую гору экзотических фруктов. Это  и погубило. Мы набросились на бананы, их  в Советском Союзе не было. И стали  катастрофически прибавлять в весе. А потом из бани не вылезали. Но девочки  очень медленно сбрасывали вес. Было  больно смотреть, как они мучаются. Парятся, парятся. Станут на весы. Ужас!  Сбросили всего по двести граммов.  А мой организм оказался более пластичным. Я первой восстановила форму. Неожиданно для соперниц и подруг  пришлось становиться лидером.

Вольные упражнения – стихия Латыниной. Выполнение их на олимпийском ковре приносит ей  очень высокую оценку – 9.466 бала. Лариса выступает  на разновысоких брусьях. И после этого выходит на первое место.
– Последним видом  было бревно. К этому времени венгерки, основные конкуренты, уже выступили. И командой мы практически уже побеждали. Мне достаточно было получить 9,1 балла на бревне, и я – чемпионка! Выступала в команде последней. Обычно никогда не считала  свои баллы. А здесь, кто-то  прямо перед моим подходом,  шепнул, что надо  заработать всего лишь 9.1 балла. Это был удар током. На бревне я ходила, словно зомби. Мысль  одна   –  не упасть.  Получила 9.36 балла. И стала  чемпионкой.

Это был неожиданный успех не только для нашей землячки. А вот олимпийский бал в Кремле мог для  обладательницы четырех олимпийских медалей, завершиться плачевно. Она решила пошутить над самим Никитой  Хрущёвым.
– И вот я, произнося тост, рассказала анекдот про Хрущева. Этот анекдот  ходил в  олимпийской деревне. Говорили,  нам нужно очень хорошо выступать, потому, что если  проиграем, то Никита Сергеевич  даст указание перепахать все стадионы и засеять их кукурузой. Но, к счастью, Хрущева на олимпийском балу не было. Потом мне все говорили, что я могла  “загреметь”.

Вскоре Латынина выиграла звание абсолютной чемпионки страны. Наша гимнастка не уступала по популярности звездам хоккея и футбола, таких как Всеволод Бобров, Эдуард Стрельцов, Лев Яшин, Игорь Нетто.
– На свою вторую Олимпиаду в Риме я ехала уже мамой. В промежутке между двумя Олимпиадами родила дочку Таню. Ей было полтора года. А у меня была очень серьезная задача: восстановить  спортивную форму, удачно выступить на отборочных соревнованиях и попасть в сборную. А выиграла отборочные соревнования Полина Астахова.

В Риме с огромным вниманием   ожидали выступления Ларисы – двухкратной абсолютной чемпионки мира и Олимпийских игр.  И на этот раз она очаровала всех  вольными упражнениями. Это  было достойно золотой медали.
– Как писали газеты,  Лариса Латынина на закате карьеры продемонстрировала настоящую артистичность и мастерство. А один из журналистов сравнил мое выступление даже с закатом в горах. Я на него не сердилась, ведь мне было тогда только двадцать шесть. А  через четыре года я выступила и на третьей Олимпиаде в Токио, завоевав награды  разного достоинства. Конечно, жалко, что время  быстро летит.   У нас чемпионаты мира проводились раз в четыре года. У меня восемь золотых медалей с чемпионатов мира. Я выступала в Риме в 1954 году. В Москве в 1958 году, Праге в 1962 году. И на последнем чемпионате мира в 1966  мне было тридцать два года.

Ей и через годы трудно выделить какую-то из трех Олимпиад.
– Какая Олимпиада  самая запоминающаяся? Не могу определить.  Мельбурн –  первая Олимпиада и первая олимпийская золотая медаль. А всего – четыре медали. Вторая Олимпиада... Когда я родила дочь, многие решили что моя  карьера закончилась. Но включился мой бойцовский характер, я сумела вновь  выиграть награды.  Третья Олимпиада в Токио, на которой я выступала, когда мне было уже 29 лет. Я снова выиграла свои любимые вольные упражнения. Это была третья Олимпиада подряд, где я выиграла вольные. Я понимала, что больше не смогу выступать на Олимпиадах как спортсменка. Поэтому, когда мы стояли на закрытии Игр и опускался  флаг, плакала.

Лариса Латынина  долгое время  работала старшим тренером женской сборной СССР. И побывала на Олимпиадах не только спортсменом, но и тренером.
–  Мне с тренерами  повезло. Вначале встретила Михаила Афанасьевича Сотниченко, а затем  тот меня передал Александру Семеновичу Мишакову. Он был признан лучшим украинским тренером XX века по версии Национального олимпийского комитета Украины. Тренеры научили очень многому. И  не только делать гимнастические элементы, но ценить жизнь. Ценить людей. Научили делать добро людям. В свое время Михаил Афанасьевич многое сделал, чтобы меня не коснулась звездная болезнь. Я очень быстро прогрессировала, а он меня каждый день после тренировок заземлял, опуская на землю. Помню, сидим за столом впятером, он говорит: девочки принесите гимнастический мат. А они тогда были очень тяжелые дерматиновые с четырьмя ручками. Все вскочили. Я не успела схватиться за одну из ручек и осталась сидеть. Ох, и попало мне. Михаил Афанасьевич говорит:  если ты имеешь результаты чуть-чуть получше, так девочки для тебя должны носить маты?  Оправдываюсь, мол,  не успела. – Да ты первой должна успевать и  для них носить маты. И я тренерам очень благодарна.

Латынина  умела держать удары судьбы. Когда она работала с гимнастками, это была великая команда. В ее составе выступали Людмила Турищева, Ольга Корбут, Тамара Лозакович, Осико Сехуралидзе. Но после проигрыша наших девушек в 1976 году на Олимпиаде в Монреале румынке Наде Каманечи, Латынина ушла со сборной. Но к этому моменту Лариса Семеновна считает, что была приучена жизнью к ударам судьбы.
– Меня не то чтобы приучили, я очень просто часто проигрывала соревнования, особенно у нас в Союзе. Я выступала на двенадцати чемпионатах Советского Союза. Даже на тринадцати. А выиграла всего дважды… Но какими бы не были перипетии судьбы  нашей землячки, она всегда будет служить примером для многих поколений спортсменов и тренеров. А мы будем гордиться, что Таврийская земля  дала ее миру.


Фото:

Нашi партнери